Концепция фестиваля

В современном мире, из-за дефицита времени и по многим другим причинам, кино и телевидение становятся самыми популярными средствами массовой коммуникации. Именно они оказывают колоссальное влияние на общество, на общественное мнение. Именно фильмы и телевизионные программы формируют отношение людей к чему-либо: к марке машины, на которой ездит герой; к одежде, в которой фигурирует главная героиня; к манере разговора; к форме поведения…

Поскольку именно кино и телевидение - самые доступные и понятные средства массовой коммуникации, то степень их воздействия на умы населения очень велика. 

Отсюда возникает вопрос: а кто же контролирует создание фильмов и телепрограмм в масштабе страны?

Кто же управляет этим процессом формирования общественного мнения?

В идеальном варианте идеологией страны занимается, конечно же, государство. Но с другой стороны авторы фильмов и телепрограмм должны обязательно чувствовать ответственность за то, что они создают. Ведь по сути, именно они и формируют своими произведениями определенную атмосферу в обществе.

Вы не задумывались об эффекте фильмов, в которых герой - бандит - грабит банки, убивает и насилует людей, взрывает дома и самолеты? А об эффекте телевизионной программы, в которой рассказывается о полицейском-воре, прокуроре-пьянице или судье-взяточнике?

А эффект даже больший, чем от любого другого фильма или программы. Потому что плохое всегда быстрее запоминается, чем хорошее. И что же мы получаем от таких фильмов и программ?

Вполне логичные вещи - убийства, кражи, разбои, террористические акты, неуважение к Закону, представителям Закона и Власти. Страшно… Причем, пугают не столько сами фильмы, сколько эффект от их просмотра. А учитывая, что основные потенциальные зрители кинотеатров - молодые люди от 16 до 25 лет, становится еще страшнее. Не сформировавшаяся, подверженная всяким внешним воздействиям, их психика крайне восприимчива и категорична.

Все увиденное на экране они стараются перенести в жизнь. И вот тогда это становится настоящей трагедией. Именно поэтому мы решили уделить особое внимание этой категории фильмов и телепрограмм, так называемой, "правоохранительной тематики". Таким образом, родилась идея проведения Международного Кинотелефестиваля детективных фильмов и телепрограмм правоохранительной тематики.

Первоначальное название - "Правопорядок и общество" - отражало привязанность фестиваля к Министерству внутренних дел и именно к системе правопорядка. Главной целью на первом фестивале в 1999 году организаторы ставили повышение имиджа сотрудников правопорядка и создание в фильмах и телепрограммах положительного героя - представителя Закона. Эта задача была выполнена.

Гран-при был вручен сериалу "Улицы разбиты фонарей", а исполнитель одной из главных ролей этого сериала - Михаил Трухин - получил приз за "Лучший образ работника правопорядка". Начало доброму делу было положено. Огромное количество участников, большой интерес со стороны журналистов и представителей различных структур государственной власти, а также инициатива самих организаторов способствовали тому, что фестиваль признали нужным, актуальным и решили проводить ежегодно. Первый фестиваль был знаменит тем, что уже тогда начинает постепенно возникать взаимное уважение журналистов, кинематографистов и представителей правоохранительных структур. Они начинают относиться к работе и профессиям друг друга более уважительно и вдумчиво. А это, в свою очередь, ведет к появлению более взвешенных работ - фильмов, телепрограмм, статей - на данную непростую тематику. Получается, что на фестиваль возложена огромная миссия.

И ее нужно оправдывать. Ко второму фестивалю (в 2000г.) цели и задачи фестиваля, естественно, расширяются и углубляются: развитие культурного и информационного сотрудничества; расширение международных связей в области обеспечения безопасности граждан и борьбы с преступностью; расширение сотрудничества между кинематографистами, тележурналистами и работниками государственных органов правопорядка; укрепление в обществе средствами кино и телевидения положительного образа работника органов правопорядка; становление открытого гражданского общества.

Ко второму фестивалю не только у МВД, но и у других государственных структур возникает потребность озаботиться своим имиджем. В результате фестиваль проводился при организационной поддержке практически всех правоохранительных, надзорных, судебных и контрольных органов власти. Победил на втором фестивале сериал "Маросейка,12", в котором показана обычная, но экстремальная, работа этой службы правопорядка, работа и досуг налоговых полицейских, которые вызывают искреннее уважение и восхищение у зрителей. У человека должно быть, прежде всего, доверие и уважением к тому человеку, который его защищает, - к представителю власти. Без этого не может быть здорового общества. К третьему фестивалю организаторы почувствовали силу своего фестиваля, его истинную необходимость и чрезвычайную важность как для профессионалов кино и телевидения, так и для профессионалов системы правопорядка. В 2000 - 2001гг. в России происходит множество террористических актов (взрывы жилых домов в Волгодонске, Буйнакске, Москве, взрыв в московском подземном переходе), которые автоматически заставляют задуматься над этой актуальнейшей проблемой.

Причем проблемой не одного города, страны, континента, а проблемой всего мира! На первый взгляд кажется, что это проблема спецслужб. Это их прямые обязанности. Но в то же время существуют и косвенные рычаги решения этой проблемы. С одной стороны - это заявления политиков разных стран о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, а с другой стороны - кино и телевидение. Фестиваль взял на себя еще и задачу поощрения авторов фильмов и телепрограмм, консолидирующих общество в борьбе с преступностью и терроризмом. Девиз третьего фестиваля в апреле 2001г. - "Борьба с терроризмом - дело всего мирового сообщества!" - стал актуальным для всего мира, к сожалению, только после 11 сентября 2001г.

К третьему фестивалю Жюри отметило, что в работах, представляемых на конкурс, кардинально изменился стиль подачи материала, появилась аналитика, вдумчивость, стиль расследования. Это - большой плюс. Организаторы и журналисты начали осознавать, что всё больше фестиваль приобретает идеологическую окраску. Через оценку авторских работ стало возможным создание зачатков государственной идеологии, основанной, прежде всего, на уважении к Закону, к представителям Закона, к атрибутике государственной власти, к государственной символике. Таким образом, фестиваль стал уникальным событием в культурной и общественно-политической жизни России и стран СНГ. Он постепенно превратился в единственную культурную составляющую заявлений Президентов разных стран о борьбе с терроризмом. Это единственный фестиваль в мире, который на равных объединяет кино, телевидение и правоохранительные органы. Поэтому фестиваль по праву назывался "Правопорядок и общество". Буква "И" в названии и означает самое главное - общение, построенное на взаимном уважении этих двух систем. А с другой стороны, буква "И" - это организаторы фестиваля, которые как раз и стремятся объединить Правопорядок с Обществом. Изменение названия фестиваля на "Закон и общество" вызвано актуальностью задачи формирования в обществе, в разных странах, средствами кино и телевидения осознанного уважительного отношения к Закону. Поскольку главной является все же сила Закона, а не сила Правопорядка, то главенствующая роль в связи со смещением акцентов в сторону Закона переходит к министерствам юстиции и прокуратуре. Международный статус фестиваля позволил иметь реальные возможности для развития сотрудничества с кино- и телекомпаниями, силовыми министерствами и международными общественными организациями разных стран мира. Девиз фестиваля - "Борьба с преступностью и терроризмом - дело всего мирового сообщества!" - является информационным поводом для проведения фестивальных мероприятий по всему миру. Введение детективной тематики делает фестиваль более привлекательным для зрителей. Поэтому, начиная с 2005 года кинофестиваль стал называться «ДетективФЕСТ» (DetectiveFEST). Пожалуй, нет ни одного человека в мире, который в какой-то период своей жизни не увлекался бы детективными произведениями литературы, кино или телевидения.

Мы считаем своим долгом оказать дань уважения профессиональному мастерству автора детектива. В классическом детективе тайна всегда разгадана, добро всегда побеждает зло, за преступлением следует наказание, а неотвратимость наказания предостерегает людей от необдуманных поступков, связанных с нарушением закона. Именно по этой причине мы считаем необходимым обратить внимание людей, зрителей и читателей, на классический детективный жанр, который может помочь в нынешних условиях построить общество добра и справедливости. Кроме того, мы считаем, что формирование в обществе осознанного уважительного отношения к Закону и его представителям будет способствовать наведению элементарного порядка, необходимого всем членам Общества. А поскольку кино и телевидение являются самыми популярными, действенными и доходчивыми средствами массовых коммуникаций, то не бандит с его воровской философией должен стать героем фильмов и телепрограмм, а человек, стоящий на страже Закона, побеждающий преступность во всех ее проявлениях. Поэтому очень важно поддержать тех, кто производит фильмы и телепрограммы, консолидирующие общество в борьбе с преступностью и терроризмом, способствующие популяризации в обществе законопослушного образа жизни. Человек в первую очередь должен иметь внутренние убеждения не нарушать Закон.

И только лишь после этого он будет соблюдать государственные законы, написанные на бумаге. Получается, что очень велика ответственность производителей фильмов и телепрограмм данной тематики за то, что они делают. Потому что именно они формируют тот взгляд, которым будут смотреть эту работу зрители. От них зависит, каким будет герой - хорошим или плохим, преступником или стражем Закона. И, в конечном итоге, зависит отношение общества к Закону, к преступности, к полиции, к атрибутике государственной власти и т.д.

Фестиваль DetectiveFEST ("Закон и общество") призван решать именно эти задачи.